Идея плавучего средства на подводных крыльях не давала покоя еще изобретателям 19 века, но паровым машинам того времени не хватало мощности для того, чтобы судно набрало нужную скорость и смогло подняться над водой. В начале 20 века подходящие двигатели уже были, но теперь не удавалось создать подходящее крыло. Инженеры предлагали самые немыслимые его формы, но результат испытаний был всё тот же: судно беспомощно барахталось в воде.
Удивительно, но история уникального теплохода начинается в Горьковском политехническом институте с дипломной работы студента Ростислава Алексеева, представившего аттестационной комиссии проект судна, которого ещё не знала история кораблестроения. Юноша изучал поведение крыла самолёта в плотных потоках, когда его осенило: именно те силы, что не дают водному транспорту набрать скорость, в итоге и сделают его быстроходным! Так появилась идея создать особые малопогружённые крылья, конструкция которых позволит им использовать подъёмную силу, образующуюся из-за разности давлений. Если такими крыльями приподнять судно над водой, то можно одновременно уменьшить и сопротивление движению и влияние волн. Принцип работы подобных крыльев войдёт в историю как «Эффект Алексеева».
К сожалению, сразу после института Алексеев отправляется строить не корабли, а танки – как раз к тому времени начинается война. Впрочем, молодой инженер не собирается расставаться с мечтой о скоростном судне и посвящает его разработке всё своё свободное время. В конце концов его усердие оказывается вознаграждено: В 1957 году с конвейера сходит «Ракета» - первое судно, произведённое с использованием технологии подводных крыльев. Свой первый рейс «Ракета» с 30 пассажирами на борту совершает из Горького в Казань. Расстояние в 420 км. было пройдено за 7 часов. Время по тем меркам настолько фантастическое, что не все в него сразу поверили. Это был фурор Алексеева и его инженеров.
Но прогресс не стоит на месте и вот в 1961 году в производство поступает «Метеор» - судно, предназначенное для скоростных речных перевозок дальностью до 600 километров. Более вместительный, способный преодолевать ещё большие расстояния, имеющий комфортный салон с кафе и баром, он быстро набирает популярность. Сочетая в себе скорость, безопасность и комфорт, «метеоры» не только с легкостью составили конкуренцию наземному транспорту, но и стали неотъемлемой частью речного досуга горожан.
Успели разъехаться «метеоры» и по миру: сегодня их можно встретить во многих странах, от Вьетнама до Нидерландов. Конечно, с особой любовью к крылатым судам всегда относились в Петербурге, где они стали достопримечательностью уже сами по себе.
Петербуржцам полюбилось совершать поездки на «метеорах» в живописные пригороды, что не удивительно, ведь это не только самый быстрый способ добраться, но и возможность прикоснуться к истории, вживую познакомившись с кораблями, которые изменили наши представления о скорости.
Не переставая эволюционировать, сегодня скоростные теплоходы могут похвастаться небывалым комфортом. К примеру, все «метеоры» компании «Петергоф-Экспресс» оснащены просторными салонами с удобными креслами и телевизорами, кафе, уборными комнатами, салонами бизнес-класса с панорамными окнами и открытой палубой, где можно делать фантастические фото. Если прибавить к этому восхитительные виды из окна и тот факт, что вся поездка до Петергофа займёт всего полчаса, то вопроса «на чём ехать?» даже не возникнет. Конечно же, на «метеоре»!