БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ ПЕТЕРГОФА

БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ

Большой Петергофский дворец - один из красивейших дворцов Европы. Входит в число крупнейших памятников XVIII столетия, охраняется ЮНЕСКО.

В плане дворец представляет собой линейную симметричную барочную композицию. Протяжённость линии его главного фасада, обращённого на Финский залив, составляет около 300 м. На террасе, где стоит дворец, ещё в петровские времена была оборудована огороженная балюстрадой вымощенная булыжным камнем площадка, с которой открывается удивительный вид на Большой каскад и Морской канал. Леблон писал об этой панораме: ..."это такие вещи, которые надо видеть, чтобы судить об их красоте". Сам Большой каскад оформлен как парадная дворцовая лестница.
Со стороны Морского канала дворец кажется высоким, парящим над окружающим пейзажем. Со стороны противоположнего- южного- фасада, где к нему примыкает регулярный " французский" Верхний сад, здание кажется ниже и органично вписывается в почти плоский и чётко разлинованный ландшафт с обширными зеркальными бассейнами.

Первый этап строительства дворца, именовавшегося Верхними (Нагорными) палатами, относится к 1710-м годам. Начал его возведение Иоганн Браунштейн, который не учел особенностей почв террасы, в связи с чем палаты стали оседать и их стены вскоре дали трещины. В сентябре 1716 года в Петергоф прибыл Леблон, который к началу ноября того же года составил план переделок. По проекту Леблона предусматривалось укрепление фундаментов, сооружение подземного акведука для отвода грунтовых вод, изменение планировки и убранства интерьеров. В частности, Леблон потребовал увеличения оконных и дверных проемов и расширения балкона Итальянского салона (Картинного зала), что "пристойнее для лучшего вида, нежели балкон, на котором можно стоять (только) четырем персонам".
Об интерьерах петровского времени Берхгольц писал; "Комнаты.., малы, но недурны, увешаны хорошими картинами и уставлены красивой мебелью... Из числа многих картин в доме помещена над крыльцом одна очень большая, представляющая сражение, в котором русские разбивают и обращают в бегство шведов... царь написан превосходно и чрезвычайно похож...".
После смерти Леблона (1719) работы по доводке дворца продолжил Николо Микетти, который пристроил к заданию по бокам протяженные симметричные галереи.
С воцарением "дщери Петровой" - императрицы Елизаветы Петровны - в Петергофе начались масштабные работы по переустройству дворца. В 1745 году Бартоломео Фран-ческо Растрелли "сочинил" чертежи нового здания, в центральном объеме которого сохранил как историческое ядро петровские Верхние палаты. Одновременно он переоформил боковые галереи и завершил их великолепными Гербовым и Церковным корпусами. Со стороны Верхнего сада зодчий "разбил" плоскость фасада корпусами-ризалитами, в западном из которых поместил Парадную лестницу и Светлую галерею (Танцевальный зал - самое роскошное дворцовое помещение). Интерьеры были оформлены Растрелли с утонченной пышностью. Парадные залы оборудованы подвесными "зеркальными" сводами, украшенными плафонной живописью. Обилие позолоты, зеркал, росписей создавало ощущение бесконечного праздника. Работы, начатые в 1747 году, были завершены в 1756 году и отмечены шумными торжествами. Императрица Екатерина II, занявшая престол в 1762 году, отправила Растрелли в отставку, после чего его место при дворе заняли другие архитекторы. Это прежде всего Жан-Батист Валлен-Деламот, который еще при императрице Елизавете был приглашен из Франции, чтобы возглавить архитектурные классы Академии художеств. В 1766-1767 годах он переделывает в Большом дворце две комнаты, примыкающие к Портретному залу с запада и востока, и оформляет их в модном тогда стиле "шинуазри" (от франц. chinois - китайский). Другой крупный зодчий Екатерининской эпохи - Юрий, или Георг, Фельтен - в 1770-е годы перестраивает несколько парадных залов дворца - Аванзал, Тронный зал и Столовую. Это были последние серьезные переделки в здании, которое, несмотря на некоторые изменения, внесенные в интерьеры в 1847-1850 годах Андреем Штакеншнейдером, предстает исключительно памятником XVIII века.
Главные помещения дворца, составляющие парадную анфиладу, расположены, согласно "дворцовому регламенту", на втором этаже. В анфиладу входит несколько залов официального назначения: Аванзал (Чесменский), Парадная тронная, Аудиенц-зал, Светлая галерея (Танцевальный зал), Белая столовая, Картинный зал (центральный зал петровских Верхних палат), Западный и Восточный Китайские кабинеты, комнаты для секретарей и придворных. За официальной частью следуют парадные комнаты приватной (Собственной) половины, куда доступ был открыт только для узкого круга лиц. Это спальни, личные императорские кабинеты, туалетные и салоны.
На первом этаже изначально находились помещения бытового назначения, помещения для прислуги и беломраморный вестибюль (по словам Берхгольца, "большие прекрасные сени с хорошенькими колоннами"), из которого на второй этаж ведет Дубовая лестница петровского времени. Лестница не поражает ни размерами, ни пышностью декорировки. В ее оформлении принимал участие крупный французский скульптор Никола Пино, выполнивший виртуозную деревянную резьбу балясин. Здесь же экспонируется большой портрет Петра I с маршальским жезлом и в ленте ордена Андрея Первозванного, выполненный датским мастером Бенуа Коффром в 1716 году, во время визита Петра в Копенгаген .