Музеи Петергофа

МУЗЕЙ "ОСОБАЯ КЛАДОВАЯ"

"Особая кладовая" – музей драгоценностей и императорских реликвий. Здесь хранятся произведения декоративно-прикладного и ювелирного искусства, многие из которых некогда принадлежали русским императорам и императрицам, являясь частью убранства многочисленных дворцов Петергофа. 
Музей располагается в Корпусе под Гербом – западном павильоне Большого петергофского дворца. Корпус под Гербом играл особую роль в истории императорской загородной резиденции. В разное время здесь гостили многие европейские монархи, наследные принцы и великие герцоги. Если же гостей не было, здесь располагались сами венценосные обитатели Петергофа. По преданию в апартаментах "под Гербом" жила Екатерина II . Интересно, что именно в этом корпусе начинались торжественные церемонии великокняжеских свадеб и крестин. Здесь одевали в свадебный наряд и украшали драгоценностями среднюю дочь императора Николая I великую княжну Ольгу перед ее бракосочетанием с принцем Вюртембергским. Четырех детей Николая II, родившихся в Петергофе, привозили именно в Корпус под Гербом, отсюда процессия следовала в церковь к обряду крещения . 


ГРОТЫ БОЛЬШОГО КАСКАДА

Большой (Нижний) грот был сооружен по проекту Петра I (при участии Браунштейна). Его наружная стена протяженностью более 40 м прорезана пятью арочными проемами и отделана туфом; роль замковых камней выполняют золоченые маскароны. В 1721 году Петр I распорядился соорудить в центральном зале грота фонтан-шутиху "стол с брызганьем", а в 1723 году - устроить над входом liводяные завесы" (проект был осуществлен Петром Еропкиным в 1727 году). На террасе перед гротом по рисунку Петра I был устроен красивый фонтан "Колесо". В 1860 году рисунок его струй был несколько усложнен, после чего фонтан стал именоваться "Корзинкой".

Малый (Верхний) грот появился несколько позже Большого - по предложению Николо Микетти. Завершение работ датировано 1723 годом. По сторонам наружной стены грота Микетти соорудил два фонтана в виде изрыгающих воду огромных (высота около 2 м) маскаронов Вакха и Нептуна; здесь же в неглубоких нишах - мраморные бюсты, представляющие времена года.

В середине XIX века была проведена реставрация Большого каскада, в основном коснувшаяся гротов, где были обновлены конструкции стен и сводов и установлены золочёные копии с античных скульптур.

ДВОРЕЦ "МОНПЛЕЗИР"

Дворец Монплезир (фр. mon plaisir — мое удовольствие) построен в период 1714-1723 гг. Место строительства — на самом берегу Финского залива, чтобы видеть проходящие корабли, — по преданию, определил сам Петр. 
Композиция дворца отличается лаконичностью и четкостью. Центральная часть выделяется шатровой крышей. К ней примыкают две галереи, завершенные небольшими павильонами со световыми фонариками. Общая протяженность южного фасада около 73 м. В декоративном оформлении Монплезира чувствуется влияние голландской архитектуры XVIII в.
Монплезир стал первой картинной галереей в России: здесь размещалась купленная Петром I коллекция картин голландских и фламандских художников XVII — начала XVIII в.
Из зданий, входящих в Монплезирский ансамбль, следует отметить Банный корпус (1866 г., архитектор Э. Ган), и Екатерининский корпус (1747-1749), который служил для пребывания высочайших особ. Рядом с Банным корпусом после реставрации открыта Мыльня. В ней находится восьмигранный бассейн, над которым на высоту двадцати метров взмывает 101 фонтанная струя.
С южной стороны дворца расположен Монплезирский сад с яркими узорчатыми партерами. В центре сада — фонтан «Сноп» и, посреди каждого из партеров, четыре фонтана «Колокол» с золочеными фигурами. 
Вторым садом этого ансамбля является Китайский садик, который, в отличие от регулярного Монплезирского, устроен в пейзажном стиле в 1866 г. садовым мастером Ю. Бальтазаром. На верху искусственной горки установлена мраморная скульптура «Амур и Психея», а в основании горки устроен небольшой грот с фонтаном «Раковина». 
На западной стороне террасы у самого берега стоит медная статуя Нептуна — владыки морей. По преданию, она отлита по рисунку самого Петра I и еще раз подчеркивает, что дворец Монплезир — памятник победе, одержанной Россией в борьбе за выход к морю.

ЕКАТЕРИНЕНСКИЙ КОРПУС

Екатерининский корпус – парадный дворец для проведения придворных обедов, балов, маскарадов, приемов. Его построил архитектор Бартоломео Франческо Растрелли в 1747-1759 гг. по приказу императрицы Елизаветы Петровны в восточной части Нижнего парка, рядом с дворцом Монплезир. Название свое он получил в честь другой императрицы – Екатерины Великой. Отсюда, в ночь на 28 июня 1762 года, великая княгиня Екатерина Алексеевна тайно отправилась в Петербург, где в результате дворцового переворота ее провозгласили императрицей Екатериной II. Во внутренней отделке залов принимали участие архитектор Джакомо Кваренги и семья итальянских живописцев Скотти

БАННЫЙ КОРПУС

Музей «Банный корпус», состоящий из нескольких построенных в разное время одноэтажных зданий, дает редкую возможность познакомиться с бытовой стороной жизни императорского двора.
Самая ранняя по времени постройка – «покои для гостей» Петра I, где можно прочитать правила поведения для гостей Монплезира, сочиненные самим императором. К покоям примыкает «баня для кавалеров» с восьмигранным бассейном, в котором устроена водяная забава – шар-брызгало. 
К «банному корпусу» примыкают «ассамблейный зал», созданный Ф.-Б. Растрелли в 1747 - 1748 гг. по приказу Елизаветы Петровны и предназначавшийся для торжественных обедов орденских кавалеров. Зал украшают уникальные русские шпалеры первой половины XVIII века. Здесь можно полюбоваться царским столом с сервизом Екатерины II.


.

ВОЛЬЕРЫ

В центре восточной части Нижнего парка стоят два изящных деревянных павильона – вольера, сооруженные по проекту архитектора Н. Микетти в 1721-1722 гг. Они являются, по словам известного искусствоведа И. Э. Грабаря, уникальными парковыми павильонами, подобных которым «нет больше ни у нас, ни в Европе». Их фасады облицованы туфом, изгарью и морскими раковинами. Плавные линии купольной кровли и завершающего ее фонарика придают силуэтам павильонов особую выразительность.
Возле Восточного Вольера восстановлен пруд, в котором плавают лебеди, канадские казарки, северные белолобые гуси, утки – огари, пеганки, багамские шилохвости, мандаринки.

ПАВИЛЬОН " ЭРМИТАЖ"

В ансамбле западной части Нижнего парка особое место занимает изящный павильон Эрмитаж, который расположен симметрично дворцу Монплезир. 
Эрмитажи были широко распространены в королевских резиденциях Европы XVIII в. Они предназначались для общения особо приближенных ко двору лиц или уединенного время провождения монархов («Эрмитаж» в переводе с французского — хижина пустынника). Предусматривался даже подъемный стол, который сервировался внизу и поднимался в банкетный зал второго этажа, чтобы обходиться без присутствия слуг.
Петергофский Эрмитаж — первое подобное сооружение в России. Он построен в 1721-1724 гг. по проекту архитектора И. Браунштейна.. Двухэтажное здание Эрмитажа высотой 11 метров стоит на сплошном массивном стилобате, подчеркивающем его легкость и изящество. Павильон окружен глубоким и широким рвом, стенки которого выложены из кирпича и окаймлены поребриком из светлого камня. Ров наполнялся водой, и через него был перекинут разводной мост
.

ДВОРЕЦ "МАРЛИ"

У западной границы Нижнего парка расположен один из самых интересных самостоятельных ансамблей западной части парка — Марлинский ансамбль. Центром этого ансамбля является дворец Марли, или, как его называли в XVIII в., «Малые приморские палаты». Три аллеи — Морская, Марлинская и Березовая — берут свое начало перед Большим Марлинским прудом.
Марли - самый скромный из всех петровских дворцов Нижнего парка Петергофа. Название дворца восходит к наименованию резиденции французского короля Людовика XIV - Марли ле Руа, находившейся в 25 километрах от Парижа. До конца 18 века Марли соперничал с Версалем великолепием и мощью каскадов. Петр I провел несколько дней во французской резиденции и так загорелся идеей создать нечто подобное по красоте и величию, что даже название решил оставить от прототипа.
Изначально дворец Марли служил гостевым домиком для знатных особ, останавливающихся в Петергофе, после смерти Петра I он стал мемориальным музеем, где хранились книги, мебель, посуда и личные вещи императора.

МУЗЕЙ " ИМПЕРАТОРСКИЕ ЯХТЫ"

Музей «Императорские яхты» располагается в стороне от основных туристических маршрутов, на берегу Финского залива, недалеко от пристани Он рассказывает о малоизвестной истории Петергофа как летней морской резиденцией российских императоров со специально оборудованной гаванью для стоянки императорских яхт, входивших в состав российского военного флота.
Экспозиция музея рассказывает о самой большой и совершенной океанической яхте «Штадарт». Здесь можно увидеть морскую шинель и шкиперскую куртку самого императора Петра I и ощутить связь ботика, построенного по его чертежам, с первым упоминанием о Петергофе.



МУЗЕЙ "ГОСУДАРЕВЫ ПОТЕХИ"

В июле в Петергофе открылся новый музей под названием «Государевы потехи», который также будет интересен и детям, и их родителям. Это музей нового поколения, где активно применяются мультимедийные технологии, позволяющие создать иллюзорный мир, наполненный, тем не менее, реальными старинными вещами. Здесь, например, представлены личные вещи Петра Великого, навигационные приборы, подлинные театральные костюмы XVIII века, коллекция императорских велосипедов. И здесь же, заглянув в окно, реально увидеть самого императора за работой.«Государевы потехи» – это своеобразный «музей утраченных событий». Экспозиция состоит из девяти залов – «Строить забавные дворцы», «Петергофский театр», «Водяная потеха», «Приятная прогулка на Бабигон», «Петергофский праздник и огненные потехи», «Императорские велосипеды» и др. Видеоинсталляции, интерактивный стол, мультимедийная книга, световые проекции – все это обилие современных технологий помогает оживить уникальные музейные предметы. Необычная атмосфера позволяет перенестись в виртуальный мир. Такое нужно увидеть своими глазами.