ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФА

ИСТОРИЯ

Петергоф - один из самых знаменитых загородных ансамблей в Европе, "столица фонтанов", грандиозная феерия из воды и золота, мрамора и бронзы, пышных цветников и вековых деревьев! Резиденция была основана Петром Великим в начале XVIII века. 

История ансамбля восходит к 1705 году, когда царская шнява "Мункер" пристала к берегу Финского залива в местечке, именовавшемся Поповой мызой, - примерно в 40 км от Петербурга. Отсюда хорошо просматривался обширный остров, где Петр I вел строительство мощной крепости (Кроншлот). Вскоре здесь, "при море и роще", чуть западнее нынешнего Марли, был поставлен деревянный дворец - "хоромцы" Петра I, впервые упомянутые в 1708 году. Первые шаги по превращению "хоромец" в парадную резиденцию были сделаны в 1710 году, после Полтавской победы (1709): под 6 июня Петр записал в своем поденном "Юрнале": "Царское величество изволило рассматривать место сада и назначить дело плотины, грота, фонтанов Петергофскому строению".

"Строение" происходило в разгар Северной войны. "Непостижимо, как царь, несмотря на трудную и продолжительную войну, мог в столь короткое время построить Петербург, гавани в Ревеле и Кронслоте, значительный флот и так много увеселительных замков и дворцов...".

Первым архитектором Петергофа считается сам Петр I, который лично делал наброски и чертежи. Особый размах работы в Петергофе приобрели после ряда блистательных побед русской армии над Швецией и последовавшего за этим дипломатического вояжа царя во Францию. Петр прибыл в Париж в начале мая 1717 года, пробыв там до конца июня. Царь уделил особое внимание загородным королевским резиденциям Версалю, Трианону, Шуази, Марли. Его интересовали прежде всего технические детали устройства фонтанов и парков, подробности архитектуры дворцов и павильонов.

Ко времени возвращения царя в Петербург в Петергофе уже развернул деятельность видный французский архитектор Жан-Батист Александр Леблон, прибывший в Россию в 1716 году и назначенный Петром I генерал-архитектором. Огромный вклад в оформление Петергофа внесли итальянцы - крупнейший скульптор граф Бартоломео Карло де Растрелли, прибывший из Парижа с сыном, архитектор Николо Микетти, "фонтанные мастеры" венецианцы Джованни и Джулиано Бараттини. В Петергофе работали также прусские, австрийские, голландские, русские мастера. 

В Петергофе в 1725 году была основана Гранильная фабрика, задачей которой стала шлифовка стекла и обработка камня для нужд Петергофа. Все это определило скорость, с которой ансамбль обретал свое пышное убранство. В 1720 году начались работы по сооружению водовода с Ропшинских высот, в 24 км от Петергофа, - мощного гидротехнического сооружения, питающего все фонтанное великолепие Петергофа водой. Уже летом того же года был осуществлен пробный пуск Большого каскада, снабжаемого водой из Ропши. При Петре были созданы главные составляющие петергофского ансамбля. Это был поистине впечатляющий комплекс, который в дальнейшем совершенствовался и обогащался новыми сооружениями.

В годы правления вдовы Петра I - Екатерины I и при племяннице Петра I - императрице Анне Иоанновне в Нижнем парке в основном претворялось в жизнь уже начатое или задуманное Петром. 

Новый расцвет Петергофа пришелся на годы правления императрицы Елизаветы Петровны. Выдающийся зодчий Бартоломео Франческо Растрелли, который возглавил тогда все работы по переустройству императорских резиденций, значительно расширил петровские Верхние палаты, окончательно оформил Верхний сад, пристроил к Монплезирскому дворцу элегантный Елизаветинский (позже Екатерининский) корпус. Талантом Растрелли Петергоф превратился в торжественный барочный ансамбль.

Следующий этап в истории ансамбля связан с Екатериной II. Известная своим рационализмом, она не стала вносить в уже сделанное решительных изменений, ограничившись переделкой части интерьеров. Однако и серьезных работ по ремонту старых сооружений не проводила. К началу царствования ее сына Павла I фонтанные сооружения Петергофа настолько обветшали, что пришлось произвести масштабные работы по их полной реконструкции, завершенные только в 1806 году, уже при сыне Павла - Александре I. 

Воцарение императора Александра II ознаменовалось для Петергофа открытием железной дороги (1857г.), соединившей его с Петербургом.

После Первой мировой войны и революции парки и дворцы Петергофа были национализированы и в мае 1918 года превращены в музеи. Впрочем, денег у молодого правительства не было, и к началу 1923 года уникальная водоводная система Петергофа оказалась фактически в нерабочем состоянии. Наводнение 1924 года усугубило положение: вода Финского залива затопила Нижний парк, размыв берег, засорив песком и илом фонтанные бассейны. В 1925 году начались работы по возрождению ансамбля, возглавленные архитектором А. Шварцем. К 1926 году были восстановлены фонтаны западной части Нижнего парка - в том числе фонтан "Солнце", не работавший более полувека, к 1930 году частично переложены стены Морского канала и Большого каскада, заменены фонтанные трубопроводы, по чертежам XVIII века восстановлены заросшие партеры Верхнего сада.

В конце сентября 1941 года советские войска после упорных боев вынуждены были оставить Петергоф. До января 1944 года город и все его дворцово-парковые ансамбли находились в зоне оккупации. Эвакуировать тогда удалось лишь часть экспонатов. В день захвата Петергофа - 23 сентября - от снаряда, попавшего в Церковный корпус, загорелся Большой дворец. 19 января 1944 года, в день освобождения Петергофа, фронтовые корреспонденты зафиксировали страшную картину разрухи и запустения.
Первый этап реставрационных работ начался сразу же и продолжался до 1973 года. По крупицам собиралось все, что можно было собрать, восстанавливалось утраченное. 
25 августа 1946 года и 14 сентября 1947 года были осуществлены первые пуски фонтанов.

Сегодня фонтаны, парки и дворцы Петергофа содержатся в блестящем состоянии. Расширяются коллекции, которые включают не менее 150 тысяч экспонатов, продолжаются масштабные восстановительные работы.